Как выбрать мотоблок: надежный и недорогой

Обзор топовых моделей: бензиновых и дизельных мотоблоков.
Эта статья — помощник для россиян, заинтересованных в выборе лучшего тяжелого мотоблока. Информация может быть полезна аграриям, обрабатывающим более одного гектара земли, людям, занимающимся строительством дома и всем нуждающимся в механизации трудоемких работ на частном подворье.

Ищем разницу между мотоблоком и мотокультиватором

В некоторых магазинах вся техника для работы с землей представлена как мотоблоки разной мощности и веса. Поэтому часто в этой категории попадаются и мотокультиваторы, которые называют сверхлегкими мотоблоками. На самом деле, это два разных агрегата, и при выборе техники для собственного огорода следует определяться, что для вас выгоднее.

Мотокультиватор – это механизированное орудие труда, у которого на ведущей оси стоит фреза, способная обрабатывать только верхний слой земли.  Более подробно эту технику мы рассматривали в отдельной статье «Как выбрать культиватор для дачи: на что смотреть перед приобретением?». Функция культиватора ограничивается только обработкой верхнего слоя земли, в то время как мотоблок может заменять большую часть садовой техники.

Таким образом мотоблок – разновидность мини-трактора. Его насадки работают за счет колесной тяги, а человек лишь управляет техникой, идя за ней. И по мощности, и по способностям мотоблоки намного сильнее мотокультиваторов и укомплектовываются большим числом навесного оборудования. Именно эти агрегаты мы и разберем подробнее.

Какими возможностями обладает мотоблок?

Покупая мотоблок для приусадебного участка, многие начинают использовать его для обработки земли. Далеко не каждый садовод любитель знаком с его механическими возможностями.

Множество дополнительных функций позволяют выполнять самые разнообразные виды работ. Чаще всего это:

  • вспашка;
  • посадка;
  • окучивание;
  • выкопка;
  • покос травы;
  • зимние работы;
  • транспортировка и перевозка грузов.

Вспашка осуществляется при помощи специального плуга, которая фиксируется в нижней части устройства. Он помогает вспахать более глубокие слои грунта, при этом перемешивая их между собой и аккуратно культивируя.

В результате этого, почва обогащается кислородом, что повышает её плодородность. За 2-3 вспашки необработанная поверхность превращается в полноценный земельный участок.

Окучивание производят при помощи насадки окучника. Она позволяет равномерно обработать ряды картофеля. Благодаря ей, верхние слои почвы насыщаются кислородом. Растение начинает быстро плодоносить.

Посадка и высадка осуществляется с помощью необычной насадки в которой располагают посадочный материал. Он высаживается на необходимую глубину.

Выкопка урожая проводится плоским плугом. Мотоблок аккуратно передвигается по междурядью, тем самым поднимая верхние слои земли вместе с содержимым кустов. Современные модели обладают специальными ограничителями, которые предотвращают порчу урожая.

Уход за газоном включает в себя роторную насадку, которая стрижет траву до нужной высоты. В некоторых комплектациях идет специальный аэратор. Он позволяет обогатить почву кислородом. В результате этого, растительность начинает быстро и интенсивно расти. Газон получается плотным и ярко – зеленым.

Зимние работы выполняют снегоуборочной лопатой, которая фиксируется на внешней части оборудования. Снежные массы равномерно располагаются по обеим сторонам дорожки.

Мотоблоки и мотокультиваторы: в чем разница?

Очень часто можно услышать, как мотокультиваторы приравнивают к мотоблокам, или относят их к одному из видов мотоблоков. Однако такое описание является не совсем правильным и корректным.

  • Мотокультиваторы достаточно легкий вид техники, его вес составляет до 20 килограмм. Такая машина имеет следующие характеристики:
  • Рабочий орган – почвенная фреза, ей под силу выполнять работы по обработке земли примерно на 12-16 сантиметров вглубь.
  • Способны выполнить окучивание, в таком случае фреза меняется на роторные окучники, которые могут поднять грунт на 10-20 сантиметров.
  • Способны обработать небольшой рядок, размер которого будет колебаться в пределах 20-40 сантиметров.

Мотокультиватор достаточно компактный, его легко можно перевезти с одной точки в другую, разместив его при этом в багажнике или на прицепе. Можно наблюдать картинку, когда некоторые собственники таких миниатюрных культиваторов перевозят их общественным транспортом. Легкий и удобный агрегат имеет спрос у владельцев дач, они компактные и для небольших участков их более чем достаточно.

Однако мотоблок более мощный и способен выполнять гораздо больший объем работ, имея дополнительное оборудование. Для того, чтобы понять, как выбрать мотоблок недорогой и надежный, нужно познакомиться со всеми классами данного вида техники, и разобраться в особенностях каждого.

Легкие мотоблоки

Данный вид миниатюрных тракторов могут еще называть мощными мотокультиваторами. А все потому, что они уже оснащены более мощным двигателем, который придает дополнительную силу технике, а это в свою очередь позволяет выполнять более широкий объем работ, а именно:

  • Обработка грядки более широкого размера, а конкретно от 60-ти до 70-ти сантиметров.
  • Имеют в комплекте колеса, поэтому очень часто можно встречать такие машины на сельских дорогах.

Данный вид мотоблоков имеет одну проблему – ограниченный моторесурс. Делая такое приобретение, стоит понимать, что примерно через 600 моточасов агрегат придется менять или проводить над ним ремонт капитального характера.

Читайте также:  Умная рулетка Xiaomi Duka Small Q Ruller

С тем самым, такой вид имеет достаточно привлекательную и бюджетную стоимость.

Мотоблоки среднего класса

Если говорить о моделях мотоблоков среднего класса, то они имеют в своем составе уже боле мощный мотор, а именно 6-8 л.с.

Данные модели имеют свои нюансы и особенности следующего характера:

  1. Вес мотоблока составляет в пределах ста килограмм. Такие модели способны перемещать и использовать более тяжелую дополнительную сельскохозяйственную технику, как плуги и навесное оборудование. Для того, чтобы перевезти такую машину одним багажником обойтись нельзя, придется использовать прицеп. Он способен перемещаться самостоятельно, для этого достаточно присоединить специальную тележку с креслом. Скорость незначительная, высокие подъемы преодолевать не способен.
  2. Чаще всего в своем составе имеет 4-х тактный двигатель, работающий на бензине. Однако есть модели, которые произведены заграницей – они работают на дизельном топливе. Такие модели привлекают покупателей из-за своей экономичности.
  3. Мотоблоки среднего класса способны потянуть дополнительное оборудование, которое будет обрабатывать почву примерно на 20-30 сантиметров вглубь.
  4. Ширина обрабатываемой полосы составляет до 90 сантиметров.
  5. Отличается сниженной вибрацией, в отличие от более легкий моделей, такой особенности способствует значительный вес самого агрегата.
  6. Оснащены ВОМ (валом отбора мощности).

Мотоблоки среднего класса способны проводить работы без перерыва на протяжении нескольких часов. Такой вид можно оснащать дополнительным оборудованием, благодаря которому увеличивается ассортимент возможных операций. Если возникает вопрос следующего характера: мотоблок для дачи как выбрать? Пожалуй, варианты среднего класса будут отличным вариантом.

Тяжелые мотоблоки

Данный вид имеет двигатель максимальной мощности для такого типа трактора, а именно 8-10 л.с. Однако это не предел, так как в продаже можно найти модели с мотором мощностью до 18 л.с. Единственное отличие, которое отделяет данный вид мотоблоков от минитрактора – это наличие всего лишь двух колес и специально отведенного места, где мог бы расположиться водитель.

Тяжелые мотоблоки можно ставить в один ряд с профессиональными устройствами. Их отличает от мотокультиваторов следующие особенности:

  • обработка достаточно широкой полосы почвы – до одного метра десяти сантиметров, глубина до 30 сантиметров;
  • способность перевозки достаточно тяжелого груза в пределах четырех центнеров, при этом справляясь с неровной дорогой или бездорожьем;
  • в наличии не меньше трех валов отбора мощности, позволяющие выполнять широкий и разнообразный ассортимент работы.

Спрос на такие модели невелик. Причина тому стоимость, которая практически одинаковая с ценой на минитракторы. Поэтому покупатели стоят перед сложным выбором.

Лучшие мотокультиваторы легкого класса

Если вам необходим недорогой мотокультиватор бензиновый или электрический, предлагаем уделить внимание механизмам мощностью 1 – 3 л. с. Такая техника предназначена для работ на территории площадью до 15 соток. Скорость вращения рабочей фрезы составляет не больше 130 об/мин.

Преимущества легких культиваторов:

  • Доступная цена.
  • Высокие мобильные качества аппарата. Такая техника свободно размещается в багажнике легкового автомобиля.
  • Мотокультиватор весом меньше 20 кг легко транспортировать к месту работы даже вручную.
  • Почва качественно обрабатывается не только на ровных площадках, но и в труднодоступных уголках (дорожки, клумбы, вокруг стволов деревьев, кустарников, вблизи забора).

Недостатки:

  • малая мощность мотора рассчитана на неглубокое рыхление грунта;
  • устройства подходят для обработки освоенной земли (не целины);
  • имеется только одна передняя скорость;
  • техника обладает скудным набором функций.

Champion GC243

Это отличное решение для владельцев небольших кусочков земли. Культиватор легкого класса Champion GC243 оснащен 2-х тактным бензиновым мотором, мощность двигателя не превышает 1,7 лошадиных сил. Прибор работает на одной передней передаче. Колеса из качественной резины крутятся вперед, заднего хода нет. Основная работа по рыхлению земли выполняется за счет вращения фрез. Глубина вспашки равна 22 см. В один заход машина обрабатывает почву шириной в 24 см. Такой агрегат не годится для вспашки больших площадей, а вот для маленьких огородов – это лучший образец. Топливный бак заправляется бензином в количестве 1,3 литра.

Плюсы:

  • Низкая стоимость мотокультиватора.
  • Вес изделия равен 18,2 кг, что позволяет любому человеку свободно управлять устройством.
  • Отличное качество, долговечность колес.
  • Простота использования.

Минусы:

  • Малая мощность двигателя не достаточна для обработки больших площадей.
  • Ширина обработки не позволяет быстро обработать участок.
  • Не радует глубина рыхления.
  • Конструкция не отличается высокой надежностью.

Hyundai T 1500E

Невзирая на неприметный внешний вид, данная модель полюбилась многим пользователям благодаря многим положительным качествам. Этот агрегат легкого класса работает от электричества. В комплект поставки входит 4 запасных фрезы. Устройство пашет землю очень тихо, не выделяя в атмосферу выхлопных газов. Единственное неудобство состоит в необходимости иметь электрический шнур достаточной длины, чтобы дотянуться до ближайшей розетки в доме. Диаметр фрезы позволяет рыхлить почву на глубину 20 см.

Основное назначение Hyundai T 1500E: уход за ранее обрабатываемой землей, проход по междурядьям, прополка насаждений повышенной плотности, обработка грядок вблизи кустарников и плодовых деревьев.

Плюсы:

  • Мощность электродвигателя 1300 Вт при малом весе изделия (13,5 кг).
  • Эргономичные ручки.
  • Высокая долговечность фрез из высококачественной стали.
  • Простота управления.
  • Экологичность.
  • Тихая работа.

Минусы:

  • Нужен удлинитель, позволяющий вести работы на удалении от дома.
  • Нет задней передачи.

Салют 5Л-6,5

Модель простая в эксплуатации, зарывается в землю на сравнительно большую глубину в 25 см, обрабатывает широкую полосу за размером 88 см за один заход. Мотокультиватор Салют отличается сравнительно невысокой стоимостью. Устройство предназначено для сельскохозяйственных работ на участке не более 50 соток.

Читайте также:  Вилы и электролопаты для копки земли на огороде

Плюсы:

  • Простое управление, эксплуатация.
  • Хорошая маневренность благодаря низкому расположению мотора.
  • Низкая цена.
  • Глубокая вспашка.
  • Широкий захват.

Минусы:

  • Быстро выходит из строя ремень привода.
  • Плохое качество пластиковых деталей.

Рекомендации для самостоятельного выбора тяжелого мотоблока

Предлагаем список основной комплектации узлов, рекомендуемой для тяжелого мотоблока:

  • мощность двигателя — не менее 7 л.с.
  • трансмиссия — не ременная, не цепная, не червячный вал
  • редуктор — шестеренчатый, разборный
  • вал отбора мощности — должен быть, некоторые модели имеют сразу два, что предпочтительно
  • антивибрационная система — сохраняет здоровье оператора и увеличивает прочность мотоблока
  • скорости движения – три-четыре передних и одна задняя. Большее количество усложняет управление
  • тормоз — особенно актуален для машин весом более 200 кг
  • тип запуска двигателя — комбинированный. Ручной и электростартер
  • диаметр колесной пары — не менее 40 см
  • дифференциал – обязателен для тяжелых моделей, улучшает маневренность

Совет: если есть возможность, перед покупкой осмотрите основные узлы агрегата, оцените визуально качество сборки и покрытия. Иногда недокрученный болт поможет больше узнать о надежности аппарата, чем ворох изученной литературы.

источник

Тип двигателя и его параметры

Мотоблоки и мотокультиваторы оснащены двигателем. От его типа и мощности зависит скорость и глубина обработки, возможность работы с грунтами разных типов, размеры используемых орудий. В общем, выбор двигателя — важная задача.

Выбрать мотоблок и мотокультиватор надо по типу двигателя

Тип двигателя

Мотоблоки и мотокультиваторы выпускаются с двигателями трех типов:

  • Электрический двигатель. Электродвигателем оснащаются небольшие модели для обработки участков площадью в 5-6 соток. Именно эти устройства идеальны для работы в теплицах, где использование двигателей внутреннего сгорания невозможны из-за закрытого пространства. Также это самый недорогой культиватор для дачи. Разброс цен — от 100 $ 600$. Есть совсем небольшие агрегаты потребляемой мощностью от 0,75 кВт (-3 лошадиные силы), есть более солидные — с мощностью двигателя до 2,2 кВт (до 7 лошадей). Из особенностей выбора — обратить внимание на фазность сети (380 В или 220 В), длину шнура и тип его крепления. Электрический двигатель бывает только у легких мотокультиваторов
  • Бензиновый двигатель. Мотокультиваторы и мотоблоки легкого и среднего класса оснащаются 2-х тактными бензиновыми двигателями, тяжелые и некоторые более габаритные средние оснащены 4-х тактными. При выборе надо обращать внимание на объем двигателя и его мощность. Чем больше эти параметры, тем большую «тягловую» силу имеет агрегат. Цены от 120 до 500 $ (есть и более дорогие модели, в основном европейского производства).
  • Дизельный двигатель. Дизелями оснащаются модели среднего и тяжелого класса, причем ставятся они почти исключительно на мотоблоки и лишь некоторые культиваторы тяжелого класса могут иметь такой движок. Двигатели преимущественно 4-х тактные, одноцилиндровые. При выборе надо смотреть также объем двигателя и его мощность. Цены от 500 до 2000 $.

Чаще всего выбирают бензиновый двигатель. Дизельные, конечно, более экономичны во время эксплуатации, но очень уж отличается цена на модели со сходными характеристиками. Так что чаще всего выбирают мотоблоки и мотокультиваторы с бензиновыми движками.

Тип редуктора

Тип двигателя и его параметры

Редуктор — это узел, передающий крутящий момент в коробке передач. Тип редуктора влияет на долговечность агрегата, на уровень шумов при работе, на плавность изменения скоростей. В общем, это — важный узел.

Редуктора на мотоблоках и мотокультиваторах бывают:

Тип двигателя и его параметры
  • Червячный редуктор. Распространен на одноступенчатых коробках передач, которыми оснащаются легкие культиваторы. Червячная передача малошумная, отличается плавной работой и низким уровнем шумов, высоким КПД. Недостаток — недолговечность.
  • Цепной редуктор. Ставится на легкие и средние мотоблоки и средние/тяжелые мотокультиваторы. На оси двигателя имеется ведущая звездочка, на рабочем валу — ведомая. Соединяются они цепью. Изменяя передаточное число, меняют усилие на рабочей оснастке, благодаря чему можно подбирать требуемое для каждой работы усилие. Цепной редуктор может быть разборным и неразборным. В разборном можно заменять изношенные части (звездочки). Неразборный заменяется целиком. Недостаток цепного редуктора — высокий уровень шумов. Цепной редуктор шумный, но легко ремонтируется
  • Шестеренчатый редуктор. Состоит из набора комбинируемых шестеренок. Такие редуктора стоят на средних и тяжелых мотоблоках, на культиваторах их не найти. Самая надежная коробка передач, рассчитанная на большие нагрузки, но и самая дорогая. В бюджетных моделях ее не найти. Из недостатков — дорогое обслуживание.

Шестеренчатый редуктор — самый надежный

Тип двигателя и его параметры

Собственно, выбор на самом деле небольшой. Культиваторы в основном, оборудованы червячными редукторами. Только на некоторых, более дорогих тяжелых ставят цепные. Легкие и средние мотоблоки (даже бюджетные тяжелые) оснащены цепными редукторами и только на дорогих тяжелых стоят шестеренчатые передачи.

Количество скоростей

Тип двигателя и его параметры

У недорогих легких и средних мотокультиваторов нет коробки переключения скоростей и они работают всегда с одинаковым усилием. Для простых однотипных работ — рыхления — это нормально. У более мощной техники — тяжелых культиваторов и всех мотоблоков — есть коробка. Количество скоростей — от 2 до 8. Чем больше скоростей, тем точнее можно подобрать усилие для конкретной работы. Это, в конечном счете, экономит топливо.

Количество скоростей — важно для удобства работы

Тип двигателя и его параметры

Еще более «продвинутые» модификации имеют возможность смены направления движения — могут двигаться назад. Это удобно на ограниченном пространстве, но коробка передач сложнее, стоимость ее выше. Количество скоростей при обратном движении меньше — от одной до трех.

Читайте также:  Пилы сабельные, электроножовки по дереву и металлу

Коробки передач с реверсом могут быть механическими и автоматическими. Автоматические меняют направление во время движения, на механических для обратного хода надо сначала остановиться, затем переключить передачу. Понятно, что автоматические более сложные, стоят дороже (и в обслуживании тоже).

Тип двигателя и его параметры

Лучшие агрегаты с валом отбора мощности

Один из значимых вопросов возможных потребителей: как подобрать идеальный мотоблок с широким перечнем возможностей? Подходящее решение — получение агрегата с валом отбора мощности. В такой агрегат можно ставить подвесное оснащение разного назначения. Устройства данного вида есть в линейке продуктов многих крупных изготовителей. К более известным модификациям можно причислить:

  1. CAIMAN 330 — это качественный французский агрегат с мощным надёжным мотором (9 л/с) SubaruEX27, а, кроме того, с 5 скоростями (2 реверсные). Обработка территории исполняется при помощи фрез и сошников. Широта — 52–66 см, в время как углублённость достигает 20 см. Данная модель вооружена комфортными рукоятями управления и дифференциалом блокировки, что гарантирует отличную мобильность устройства. Плюсы машины — высочайшее качество сборки, безопасность и практичность. Минусы — недостаток подвесного оснащения в стандартной комплектации и сравнительно большая цена — примерно 190 000 р.
  2. «Мобил-К G85 D CH395»/Grillo — это отечественный продукт, снабжённый мотором Kohler Command PRO CH395. Размером агрегат 277 см3 и мощностью 9,5 л/с. Данный бензиновый аппарат гарантирует глубину до 20 см и ширину – 68 см. Бывают доступными 3 передние и 2 задние передачи, а кроме того функции регулирования вышины и боковой разворот рукоятки. Наибольшая скорость перемещения вперёд 11 км/ч, а обратно — 3 км/ч, масса устройства — 112 килограмм. С данным мотоблоком может применяться обширный диапазон подвесного оснащения. К преимуществам техники «Мобил-К G85 D CH395» также можно причислить более доступную, чем у конкурирующих модификаций, стоимость — примерно 125 000 р.

Таким образом, при подборе мотоблока следует принимать во внимание полный ряд факторов — размеры участка и характерные черты проводимых работ, а, кроме того, физиологические способности оператора. Помимо этого, необходимо сосредоточивать внимание на безопасность установки мотоблока, ее энергоэффективность и производительность.

Тяжелые

AURORA COUNTRY 1400

Занимает позицию наиболее мощного мотоблока на бензиновом моторе. Опытные владельцы заметили, что данная модель схожа с МБ НЕВА, что позволяет подключать дополнительное оборудование от российского производителя.

Беларус 09Н-01

Модель, которая доведена до совершенства. Такое устройство использует двигатель знаменитой компании Honda, который отличается бесшумностью в работе.

Агрегат достаточно прост в управлении и качественно создан. Им удобно работать на большом участке любой сложности.

К явным преимуществам модели можно отнести пониженный ряд в трансмиссии.

К минусам относится только отсутствие автоматического запуска.

PRORAB GTD 100 HBW

Устройство тяжелого класса, предназначенное для работы в плохих условиях. Имеет мощный дизельный мотор. Масса устройства превышает 100 килограмм, что позволяет обрабатывать твердую почку.

К плюсам устройства относится:

  1. Наличие трех колес, что обеспечивает баланс равновесия.
  2. Выносливость.
  3. Неприхотливость в обслуживании.
  4. Наличие фар.

Недостатков обнаружено не было.

Двигатель на мотоблок Урал

Мотоблоки Урал получили относительное распространение во времена СССР, но давно уже не производятся — как и родные двигатели для них.

Основная проблема установки современного двигателя на Урал в том, что мотоблок был спроектирован для двигателя с правым вращением вала, в то время как все современные двигатели идут с левым вращением (против часовой стрелки). Левое вращение вала — фактический современный стандарт и неприятный сюрприз для владельцев Урала.

Единственным решением является редуктор обратного вращения вала. Этот редуктор очень редкий, и сложно устанавливается — нужно разобрать его и собрать еще раз поверх двигателя. Результатом является двигатель с правым вращением вала.

Подобные сборки делаются очень малыми сериями и продаются буквально в нескольких магазинах по всей России, в том числе и в нашем магазине:

Двигатель на мотоблок Урал
  • Двигатель Lifan 170F-T Урал (8 лс, профессиональный, с редуктором обратного вращения)

Так как редуктор обратного вращения стоит очень дорого, а устанавливается тяжело — то нет смысла ставить поверх дешевого двигателя. Общую стоимость сборки вы сократите хорошо если на 20%, а вот прослужит сборка на основе дешевого двигателя в 2-3 раза меньше, чем на основе Lifan 170F-T.

Поэтому сборка на основе професиионального двигателя Lifan 170F-T (8 лс) получится выгоднее всего в пересчете на один час жизни.

Ответы на распространенные вопросы:

  1. А что так дорого? Редуктора обратного вращения стоит очень дорого.
  2. И что, берут? Да он же стоит как самый дешевый мотоблок! Да, берут и для многих это хороший выбор. Мотоблок, который вы купите за эти деньги прослужит куда меньше Урала с двигателем Lifan 170F-T Урал.
  3. А старый шкив подойдет? Нет, к сожалению нет. У редуктора обратного вращения диаметр выходного вала — 15 мм.
  4. А новый шкив можно сразу купить? К сожалению опять же нет, шкивы на 15 мм массово не производят, проще всего заказать у токаря.