Вязка арматуры для фундамента: технология схема

Чтобы в результате фундаментальных работ получить надежное основание, строители потратили несколько поколений, создавая приёмы и правила вязания арматуры для бетонного основания.

Инструментарий и сами материалы для вязки

Проволока для вязки арматуры это самый необходимый элемент. Именно от неё зависит качество зафиксированности узлов. Для этого применяют проволоку обожжённого типа. У неё высокие показатели на разрыв, плотное прилегание к основанию арматуры. К тому же она эластична, поэтому будет отлично гнуться. Для самого процесса вязки пригодятся специальный вязальный пистолет, крючки и фиксаторы.

Вязка арматуры крючком самый популярный метод. Пистолет применяется для поверхностей горизонтального положения, но в местах куда сложнее проникнуть с ним могут возникнуть трудности. Фиксаторы используют для закрепления.

Наконец крючок возможно купить в магазине, либо изготовить самим для этого нужна рельефная арматура. Применение петель повышает надёжность и это крайне просто. Обучение вязанию происходит очень быстро, а вероятность ошибки сводится к нулю.

Инструментарий и сами материалы для вязки
Инструментарий и сами материалы для вязки

Для чего вяжут арматуру

Стержням требуется придать проектное положение в теле готовой конструкции, иначе арматура не сможет правильно воспринимать усилия, обеспечивая работу изделия в штатном режиме. Составляющие каркас элементы скрепляются между собой таким образом, чтобы места стыков не вызывали ослабления сечения, надёжно фиксируя конструкцию до начала бетонирования.

Пространственная рама должна обладать достаточной жёсткостью, позволяющей выдержать вес залитого в опалубку бетона с последующим виброуплотнением без смещений на недопустимую величину, приводящего к изменению характера восприятия нагрузок.

Армирование ленточного фундамента.

Сталь подвержена влиянию коррозии, активно развивающейся в кислой или щелочной среде, свойственной грунтовым водам, поэтому стержни отделяются от внешних воздействий слоем бетона толщиной 5 сантиметров. В сечениях, работающих на изгиб, бетон воспринимает сжимающую нагрузку и часть растягивающей, образуя при этом трещины. Защитный слой обеспечивает безопасную работу арматуры даже в этих условиях. Чтобы стержни при бетонировании не сместились к внешней грани конструкции, их надёжно скрепляют между собой проволокой и фиксируют при помощи специальных дистанцеров для монолитного бетона.

Схемы армирования

Типичные схемы армирования с Г и П-образными усилениями

Наиболее ответственные узлы ленточного фундамента – пересечения, примыкания и углы. Именно здесь чаще всего возникают трещины и просадки.

При армировании угла или примыкания внутренние и наружные рабочие стержни сгибаются так, чтобы длина анкеровки составляла не менее 35-50 d стержня.

Крепятся внешние и внутренние Г-образные отгибы – лапки, к наружным рабочим элементам арматурного каркаса. В особо сложных условиях используются дополнительные поперечные хомуты. Также правильно будет применить Г — или П — образные усиления.

Соединение изготовленных элементов в каркас осуществляется 2 способами: сваркой и вязанием. Для сварки необходимо иметь специальное оборудование, электроэнергию, специальную арматуру, рабочее место и профессионала — сварщика.

Для вязания нужен простой или винтовой крючок, проволока из расчёта 0,3 м на связывание одного пересечения. Работа не требует квалификации.

Каркас фундамента можно армировать 2 основными способами.

Схемы армирования
  1. Соединением заранее нарезанных в размер поперечных и вертикальных стержней с продольными элементами. Производится армирование непосредственно в траншее, где будет заливаться ленточный базис здания.
  2. Изготовление на несложной оснастке замкнутых прямоугольных рамок – хомутов, расположение их в траншее с последующим заведением внутрь всех элементов продольных ярусов.

Второй способ намного технологичнее и надёжнее, так как количество отдельных элементов каркаса сокращается в три раза. Это существенно повышает его жёсткость. Холодное сгибание арматуры на углы не более 90° допускается СНиПами.

Все работы проводятся в готовой опалубке, по устроенной подушке: песочной, щебёночной, бетонной. Опалубка и подушка закрываются гидроизолирующими материалами. На дне устанавливается дистанция (в этой роли хороши подрозетники), которая обеспечит правильное расстояние между бетоном и каркасом.

Собранная конструкция должна быть жёстко закреплена в траншее. Если армирование производилось в опалубке, то это решаемая задача. Если же роль боковой поверхности выполняет грунт, выдержать необходимые расстояния от поверхности бетона до арматуры практически не реально. Трамбование бетона обязательно приведёт к перекосам ленточного фундамента и перераспределению нагрузок, тех, которые должен был взять на себя арматурный каркас.

Именно здесь и кроются будущие проблемы, решение которых потребует на порядок больших средств, чем изготовление или аренда опалубки.

Читайте также:  Как сделать опалубку: изготовление и установка для разных целей

Практически любой фундамент на основе бетона требует дополнительного усиления. И ленточный в этом случае не является исключением. Армирование ленточного фундамента – наиболее распространённый способ его усиления. Метод является универсальным, применяемым как в промышленности, так и при возведении своими руками.

Армирование углов ленточного фундамента

На углы оказывается разнонаправленная сила сжатия, поскольку почва имеет свойства расширяться или сужаться в зависимости от сезона, просаживаться под воздействием большого веса здания или подмываться подземными водами. Ошибки при армировании углов допускать нельзя, поскольку может получиться 4 разных фундаменты, которые буду жить своей жизнью. Трещин и разломов избежать будет трудно и такая конструкция будет такой же неэффективной, как и фундаменты без армирования. Существует несколько способов укрепления углов.

Армирование углов ленточного фундамента
  1. Специальной сварной сеткой. Используется готовая конструкция для укрепления нижнего и верхнего яруса фундамента. Ячейка не более 200 х 200 мм, толщина арматуры зависит от веса строения, чаще всего – 12 мм. Каждые 50-60 см ярусы металлической сетки соединяются вертикальной арматурой. Перепуск на углы – от 80 сантиметров.
  2. Армирование ленточного фундамента отдельными арматурными стержнями. Принято считать, что это – лучший способ, поскольку сварные соединения в поясе усиления не желательно допускать. Его можно разделить условно на несколько категорий:
Армирование углов ленточного фундамента
  • армирование Г-образной продольной арматурой углов с перепусками лапок от 60 сантиметров;
  • армирование П-образными элементами прямых углов и примыканий;
  • укрепление примыканий Г-образными изделиями.
Армирование углов ленточного фундамента

Ниже представлено несколько примеров, как НЕЛЬЗЯ армировать углы

Армирование углов ленточного фундамента

Нет усиления Напуск отсутствует 2 отдельных блока Малый напуск

Армирование углов ленточного фундамента

Существует несколько важных правил армирования углов ленточных фундаментов, которых надо придерживаться:

Армирование углов ленточного фундамента
  • длина перепусков должна быть не менее 50 диаметров используемой арматуры;
  • при укрепление широких углов (более 1600) арматура должна повторять его очертание и быть целой;
  • при значении менее 1600 целой может быть только внешняя арматура;
  • шаг поперечных перемычек должен быть равен не менее 0,75 высоты фундамента и не более 50 сантиметров;
  • анкеровка арматуры в бетоне осуществляется: прямым окончанием стержня, лапками, крюками, загибом стержня (петлей). Не желательно использовать сварные соединения и цементирование.
Армирование углов ленточного фундамента

Ниже представлено несколько правильных вариантов армирования углов по СНиП (фундаменты ленточного типа)

Армирование углов ленточного фундамента

Армирование угла Широкий угол Изгиб арматуры Загнутая арматура Усиление с напуском Правильная схема

Армирование углов ленточного фундамента

Возможно, армирование – не самое легкое занятие для начинающего строителя, но несколько часов потраченного времени позволят сэкономить огромную сумму денег, которая ушла бы на наем профессиональной бригады и массу сопутствующих расходов.

Армирование углов ленточного фундамента

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Правильная схема армирования углов предполагает обязательное выполнение анкеровки, формирование разных по силе связей для разных зон стены. Ведь углы и примыкания постоянно испытываются серьезными нагрузками и должны быть максимально жесткими.

Просто вязать продольные стержни прямо нельзя, это не обеспечит должной прочности конструкции. Всего существует три способа армирования данного типа.

П-образная укладка

Используются специальные П-образные элементы по углам и местам примыканий. Ширина элемента равна ширине каркаса, длина – минимум 50 диаметров продольного стержня. Элементы привязываются к главным продольным стержням открытой частью стороны П в направлении угла, в каждом из которых устанавливают по два элемента (для каждого горизонтального уровня). В местах примыкания достаточного одного на уровень.

Жесткость обеспечивается за счет сгиба свободного конца, внутреннюю арматуру к горизонтальной привязывают внахлест, а ко внешней связке вяжут лапкой. Шаг поперечной угловой и вертикальной арматуры рассчитывается в соотношении 3/8 высоты фундамента. Длина лапки должна быть 3-5 сантиметров.

Внутренние продольные прутки жестко крепят к внешним продольным внахлест, шаг составляет ¾ высоты фундамента, внешний и внутренний продольный каркас соединяется дополнительными поперечными элементами. Длина соединения внахлест равна 50 диаметрам горизонтальных прутьев.

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.

Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.

Второй способ

Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры.

Читайте также:  Какой должен быть фундамент для двухэтажного дома из газобетона 10х10?

Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса. Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.

Третий способ

Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла.

Приспособления для вязки арматуры

То, насколько легко и быстро будет происходить вязка, зависит от инструмента, который вы используете. Можно скручивать арматуру руками, но это тяжело и долго. Есть для этого разные приспособления. Простые и посложнее.

Приспособления для вязки арматуры

Крючки

Самое широкое распространение получили разнообразные крючки. Их немало имеется в магазинах, их делают самостоятельно из любого куска проволоки подходящего диаметра.

Приспособления для вязки арматуры

Крючки для вязки арматуры имеют разную длину, ручки и форму

Есть простые, с прямыми или изогнутыми стальными ручками. Отличаются они углом изгиба ручки, формой крючка, его размерами. Как определиться, что удобнее? Только пробовать работать. Больше никак.

Приспособления для вязки арматуры

Есть механические крючки — у них в ручку встроена спираль. Их при вязке вращать не нужно. Просто тянете вверх. Ручка скользит по винтовой канавке, проворачивая крючок. Как это работает, смотрите в видео.

Клещи

Приспособления для вязки арматуры

Есть специальный инструмент, в котором соединены клещи и механический крючок. Для вязки с их помощью может использоваться более толстая одинарная проволока. Ее заводят под место пересечения прутков арматуры, вставляют в клещи. Их зажимают в фиксаторе, излишки проволоки откусываются. Следующий шаг — несколько раз потянуть за ручку. Клещи начинают вращаться, затягивая узел. Стоит такое устройство 40-60$. Насколько оно вам необходимо — решайте сами.

Клещи с механической ручкой

Приспособления для вязки арматуры

Есть другие клещи. Тоже специальные для вязки, только вращаются они руками. Оборотов тут много не нужно — клещи позволяют прихватывать проволоку близко к арматуре и витков всего делают один или два.

Отличаются от обычных они формой режущей части — должны проволоку удерживать. Профессиональные вязальщики на стройках работают, используя именно такой инструмент. Утверждают, что с клещами вязка идет в два раза быстрее, чем с крючком и пистолетом. Есть еще два плюса:

Приспособления для вязки арматуры
  • Не нужно нарезать проволоку. Ее сматывают в небольшие мотки, которые держат в левой руке.
  • Нет перерасхода: остаются «хвосты» в несколько миллиметров. При больших объемах это важно.

Клещи при вязке армирующего пояса используются специальные. У них другая форма губок: они удерживают проволоку Верить или нет — дело ваше. Но выглядит это потрясающе.

Приспособления для вязки арматуры

Пистолет

Есть в продаже устройства для автоматизации вязки. Это так называемые вязальные пистолеты. Они «заряжаются» проволокой, работают от аккумуляторов. Все участие человека заключается в том, что он подносит пистолет к месту соединения и нажимает на пусковую скобу. Секунда-две, и пистолет намотает несколько витков вокруг пересечения прутков и сделает узел.

Приспособления для вязки арматуры

Покупать такой пистолет, чтобы связать один фундамент — неоправданная трата денег. Их редко приобретают даже те, кто этим занимается профессионально. Стоимость у них немалая: не меньше 500$.

Приспособления для вязки арматуры

Основные правила армировки

С точки зрения прочности, оптимальным способом было бы внешнее расположение арматурного каркаса.

Но на практике это невозможно по ряду причин, основными из которых являются:

  • Склонность металла к коррозии.
  • Невозможность установки каркаса на длинные или погруженные в грунт блоки.
  • Поверхность должна быть ровной и готовой к присоединению других элементов постройки.
Основные правила армировки

По этим и другим причинам используется внутреннее армирование, которое защищает металл от коррозии и решает ряд других вопросов. Недостатком является необходимость выполнять множество действий, нужных только для фиксации арматуры в неподвижном состоянии до момента застывания раствора.

Это означает излишний расход материала, нерациональные трудовые вложения, расход времени. Но других вариантов армирования нет, используемая методика проверена многими десятилетиями и показала свою надежность и эффективность.

Основные факторы и аспекты составления сметы

Стоимость фундамента рассчитывается на основании проектно-технической документации, чертежей, в которых детально указываются все параметры конструкции, количество всех материалов и необходимых инструментов. Дополнительно учитывают ряд факторов, которые могут повлиять на окончательную цену монолитно-ленточного основания:

  • Рельеф участка
  • Тип грунта
  • Глубина промерзания почвы
  • Уровень грунтовых вод на участке
  • Необходимость дополнительных работ по укреплению траншеи или основания
Основные факторы и аспекты составления сметы

При возникновении проблем с подъездом к участку себестоимость ленточного фундамента может увеличиться за счет удорожания погрузочно-разгрузочных работ, большого объема ручного труда по рытью траншей, подготовки территории, изготовлению бетона и его заливке.

Читайте также:  Как построить столбчатый фундамент из асбестовых труб своими руками

↑ Технология армирования: пошаговое выполнение и особенности

  1. Конструкция собирается в траншее или в котловане. Но если лента узкая и высокая, то это усложняет работу. В узкой ленте сложно качественно связать стальные стержни.
  2. Второй вариант намного практичнее, хотя и не лишён своих минусов. Недалеко от траншеи заготавливают отрезки для каркаса. Затем их переносят в требуемое место с последующим монтажом. Работать так удобнее – это, несомненно, плюс. Минус – из-за тяжёлых армированных конструкций работать в одиночку сложно.

Каждый выбирает вариант, который лучше подойдёт в определенной ситуации. Ниже план действий по работе в самой траншее.

  1. Вначале укладывают продольные стержни нижнего арматурного пояса. От поверхности подушки они приподнимаются на 5 сантиметров. Оптимально применить для этого специальные ножки. Но обычно застройщики используют для этих целей куски кирпичей.
  2. Сформованные контура или поперечные фрагменты конструкционной арматуры фиксируют на выбранном промежутке с помощью вязальной проволоки. Для связывания элементов применяют вязальный пистолет или крючок.
  3. Дальше используют один из вариантов. Первый вариант: если контура использовались в виде сформированных прямоугольников, то к ним вверху вяжется верхний арматурный пояс. Второй вариант: когда при установке используются вертикальные стойки и нарезанные поперечные перемычки, то вначале выполняют подвязку вертикальных стоек. И только потом начинают работать по вязке второго арматурного продольного пояса.

Существует еще одна технология для армирования бетона. Она позволяет сделать очень жёсткий и крепкий каркас. Но его стоимость получится в разы больше, так как идёт расход арматуры на вертикальные стойки: прутки забиваются в землю.

  1. Вбивают стойки по вертикали в углах ленты и местах соединения прутков по горизонтали. Материал для стоек должен иметь достаточно большой диаметр: от 16 до 20 мм. Выставляют стойки, расстоянии между ними не меньше 25 см. Проверяют с помощью отвеса или уровня вертикальность и горизонтальность. Рассчитывают, что глубина погружения прутьев в землю – 2 метра.
  2. Далее забиваются вертикальные стержни в грунт. Шаг установки был определён выше, каждый рассчитывает из своих параметров фундамента (по СНиПу 30 см). В местах соединения простенков численную величину шага делят пополам (15 см).
  3. К вертикальным стойкам привязываются продольные прутья нижнего армированного пояса.
  4. В точках, где будут пересекаться стойки и продольные прутья арматуры, привязываются горизонтальные перемычки.
  5. Далее выполняют вязку верхнего армированного пояса. Его располагают на 5-7 см ниже, чем будет верхняя плоскость бетона.
  6. Вязальной проволокой фиксируют горизонтальные перемычки.

Удобно делать пояс для армирования ленточного основания с использованием заготовленного контура.

Для этого прутки сгибают, формируют прямоугольник с необходимыми размерами. Но вся сложность состоит в том, что прутки должны быть одинаковыми, с минимальными отклонениями. Также сложность и в том, что их нужно большое количество. Преимуществом заготовленного контура становится быстрая работа в траншее.

В процессе укладки арматурного пояса между прутьями прокладывают трубы. Их прокладка на данном этапе обязательна: через трубы впоследствии прокладываются вентиляционные системы и инженерная коммуникация.

После установки арматуры заливается бетонный раствор. Заливка выполняется разными способами. Некоторые застройщики заливают ленточное основание вручную либо виброплатформой в несколько подходов, с разравниванием каждого слоя. Технология позволяет равномерно распределить бетонный раствор.

Последующим шагом является гидроизоляция фундамента. После застывания бетонной смеси лента основания покрывается рубероидом (обычно в два слоя) или битумной мастикой. Гидроизоляция относится к важным мероприятиям для сохранения фундамента.

Если каркас монтируется в траншее, в почву, с соблюдением расчётных промежутков, вначале вбивают стальные стержни. На них фиксируют поперечные перемычки, вначале закрепляют нижний, а затем верхний пояс армирования.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.