Изготовление проема в железобетонном перекрытии под лестницу

Здравствуйте уважаемые самоделкины. В этой статье будем делать монолитную плиту перекрытия, между первым и вторым этажом нашего будущего коттеджа. Целесообразность такого перекрытия возникает, когда первый этаж, или весь коттедж, каменный, и размер перекрываемых площадей не стандартный.

Преимущества армирования плит

У армированной монолитной плиты имеются несколько преимуществ, за счет которых большинство строителей оставляют свой выбор за ней, а не, к примеру, за деревянной конструкцией.

  • не нужно озадачиваться поисками такой тяжелой техники, как краны;
  • можно построить конструкцию различной формы;
  • перекрытие получается очень прочным, устойчивым к высоким температурам, к механическим воздействиям и давлениям;
  • для армированной плиты служить опорой могут не только стены, но и колонны;
  • можно использовать в зданиях с влажностью, доходящей до 60%. Если на внутренних стенах имеется пароизоляция, то до 75%.
  • обладает хорошей звукоизоляцией.

Монолитный участок между плитами перекрытия под лестницу

Прежде чем вы решите самостоятельно сделать монолитные участки между плитами перекрытия, трезво оцените свои возможности, потому что это серьезная кропотливая работа. Но если вы все же решили делать монолит между плитами самостоятельно, то вам предстоит пройти нижеследующие этапы монтажа.

Схема монолитного участка.

Заделка швов между плитами перекрытия после монтажа и на потолке

Монтаж плит перекрытия – ответственное дело, требующее знаний и опыта. К сожалению, случаются ситуации, когда на месте приходится менять проектное решение, и в результате – нестандартная ситуация, когда ширины завезенных на стройплощадку плит не хватает для монтажа перекрытия. Мы ответим на извечный русский вопрос «Что делать?»

Нормативные требования к величине и заливке монтажных швов

Типовые размеры плит предусматривают их укладку со швами 15 мм, то есть практически встык. Нормативная литература прописывает устройство монолитных участков с армированием при расстоянии между плитами в 300 мм.

Для заделки швов между плитами перекрытия надо применять бетон на быстротвердеющем портландцементе или портландцемент марки М400 или выше на мелком заполнителе.

Размер зерна заполнителя не должен быть больше трети межплитного зазора и трех четвертей размера в свету между армирующими стержнями. В бетонную смесь надо вводить пластификаторы и ускорители схватывания.

Если получился стандартный шов между плитами шириной 10-15 мм, то обычно на дно шва, который устроен в виде «конуса», укладывают пруток арматуры, и заливают раствором.

Монолитный участок между плитами перекрытия под лестницу

Заделываем непроектные стыки до 300 мм

В случае, если ширина швов между соседними плитами не превышает 300 мм, заделать такой шов относительно просто, на выбор – несколько способов заливки швов.

Способ 1

  • Снизу соседних плит с помощью распорок устанавливаем доску или лист фанеры, перекрывающий зазор – это опалубка;
  • Поверх опалубки можно уложить кусок кровельного материала или пленки, тогда на опалубке не останется следов бетона, и ее можно будет использовать и дальше;
  • Промежуток между плитами заливаем раствором;
  • Ждем набора бетоном прочности в течение 3-4 недель, опалубку убираем.
Читайте также:  Как положить ламинат на неровный деревянный пол

Способ 2

Если нет возможности подвести опалубку снизу, можно сделать несъемную опалубку из оцинкованной кровельной стали толщиной 0,8-1 мм по размеру зазора между плитами, с опиранием на верхнюю грань плиты (корыто). Профиль боковой поверхности плит обеспечит дополнительный распор и жесткость монолитному участку.

Способ 3

Еще один способ заделки швов несъемной опалубкой – из полос стали толщиной от 4 мм и шириной 5 см сделать монтажные детали по профилю зазора, как и в предыдущем случае опирающиеся на лицевую поверхность плит, уложить эти монтажные детали через 0,5 м по длине плиты. На дно (в плоскости нижней грани плит) кладем полосу из оцинкованной кровельной стали, фанеры или пластика, бетонируем. Этот способ обеспечивает надежное сцепление монолитного участка с плитами.

Армирование монолитного перекрытия

Арматурный каркас монолитного перекрытия состоит из двух частей. Первая, расположенная в нижнем ярусе, работает на растяжение, а вторая, смонтированная в верхнем ярусе – на сжатие. Для армирования чаще всего используют прутья диаметром 10 и 8 мм, вязка арматуры в местах ее пересечения выполняется проволокой 1,2-1,5 мм.

Основные правила сборки арматурного каркаса

Армирование монолитного перекрытия

При армировании необходимо соблюдать следующие правила:

  • между боковыми деталями каркаса опалубки и арматурой должен быть зазор – минимум 20 мм;
  • устройство монолитного перекрытия должно быть таким, чтобы сверху и снизу арматуру закрывал бетон толщиной около 25 мм;
  • между верхним и нижним ярусами армирования расстояние должно быть в пределах 90-100 мм;
  • для устройства промежутка между ярусами арматуры устанавливают дистанционные фиксаторы с опорными лапками;
  • в том случае, когда длина прутьев диаметром 10 мм недостаточна для армирования перекрытия, выполняют наращивание с минимальным напуском 480 мм;
  • соединения прутьев в ярусах арматуры располагаются в шахматном порядке.

yandex_partner_id = 53889;
yandex_site_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_ad_format = ‘direct’; yandex_font_size = 1.0;
yandex_direct_type = ‘vertical’;
yandex_direct_border_type = ‘ad’;
yandex_direct_limit = 1;
yandex_direct_title_font_size = 2;
yandex_direct_links_underline = true;
yandex_direct_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_border_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_title_color = ‘0C77EC’;
yandex_direct_url_color = ‘000000’;
yandex_direct_text_color = ‘000000’;
yandex_direct_hover_color = ‘CC0000’;
yandex_direct_favicon = true;
yandex_no_sitelinks = true;
(»);

Монолитные перекрытия: технология армирования

Армирование монолитного перекрытия

Последовательность действий при сборке металлического каркаса (поэтапная инструкция).

  1. Для того чтобы арматура нижнего яруса была закрыта слоем бетона, на листы фанеры с шагом 1,0-1,2 м устанавливают пластиковые фиксаторы.
  2. С шагом в 200 мм укладываются прутья арматуры в продольном направлении. Между несущими опорами, посредине конструкции, должны быть дополнительные прутья.
  3. В перпендикулярном направлении относительно первого ряда прутьев укладывается второй ряд. Шаг укладки соблюдается такой же, что и для первого ряда.
  4. Проволокой из мягкого металла, с помощью специального крюка выполняется перевязка прутьев арматуры в местах их пересечения.
  5. В шахматном порядке на прутья нижнего яруса под углом около 15° устанавливаются пластиковые фиксаторы. Расстояние между ними должно быть равным 1 м.
  6. Верхний каркас монтируется в том же порядке, что и нижний.
  7. На обоих краях с шагом 400 мм к прутьям крепятся П-образные соединители.

Монтаж и демонтаж опалубки перекрытий

Разберемся, как проводят установку опалубки перекрытия своими руками. Прежде всего, нужно рассчитать нагрузку, которая будет оказываться на оборудование. Размеры плиты зависят от проектных параметров.

Читайте также:  Как заделать швы между плитами перекрытия — читаем по пунктам

Можно определить оптимальную толщину плиты самостоятельно. Для этого нужно знать размер пролета, который равен размеру самой длинной стены. Минимальная толщина равна тридцатой части длины плиты.

Монтаж и демонтаж опалубки перекрытий

Так, для длины пролета в 6 метров минимальная толщина плиты составляет 200 мм. Как правило, к минимальной толщине прибавляют 20-30 мм для надежности. Максимальная толщина в нашем примере составляет 300 мм или 1/20 часть длины.

Совет! Проведение расчетов перекрытий и нагрузок на опалубку все же лучше доверить профессионалам, так как от правильности их выполнения зависит прочность будущего здания.

Чтобы самостоятельно залить перекрытие, нужно предварительно сделать опалубку. И именно эта часть работы является самой сложной. Комплекты опалубки заводского изготовления можно взять в аренду или приобрести, однако это потребует дополнительных затрат.

Поэтому при малоэтажном частном строительстве нередко используются самодельные конструкции. Для монтажа применяют подручные материалы – доски, брус, фанеру, плоский шифер или профлист.

Монтаж и демонтаж опалубки перекрытий

Однако следует помнить, что строительство опалубки перекрытия – это довольно сложная работа, браться за неё не имея достаточного строительного опыта, не рекомендуется. Для изготовления опалубочных щитов, как правило, используют:

  • влагостойкую или ламинированную фанеру толщиной 2 см;
  • деревянные доски размером 150 х 50 см для сооружения бортиков палуб;
  • деревянные бруски с сечением 50 х 50 для сооружения поперечных балок, на которые будет опираться палуба.

Для изготовления вертикальных стоек можно применять деревянный брус, но более удобным вариантом является применение телескопических стоек, которые можно взять в аренду.

Применение этого оборудования намного облегчит монтажные работы и обеспечит высокое качество отливаемой конструкции. Основные правила для сборки опалубки для отливки перекрытий:

Монтаж и демонтаж опалубки перекрытий
  • расстояние между телескопическими опорами – 1 метр;
  • расстояние между вертикальными опорами, изготовленными из брусьев – 50 см;
  • лучший вариант для монтажа палубы – ламинированная фанера, так как к этому материалу практически не пристает бетонный раствор. Если под рукой нет фанеры, можно использовать ДСП или струганные доски, но в этом случае отливаемые поверхности вряд ли получатся с идеально ровной поверхностью;

Совет! На палубу перед заливкой раствора необходимо настелить толстую полиэтиленовую пленку. Это облегчит разборку форм и позволит после демонтажа использовать материалы опалубки для других целей.

Изучив все нюансы, можно приступать к монтажу. Порядок работ:

  • производится разметка установки стоек;
  • сначала устанавливаются треноги, затем монтируются домкраты, в которые устанавливаются стойки;
  • на верхние части стоек устанавливают унивилки;
Монтаж и демонтаж опалубки перекрытий
  • на унивилках крепятся несущие балки;
  • на балки укладывают двутавровые поперечные балки, они располагаются перпендикулярно несущим. Шаг расположения балок – 40-50 см;
  • монтируются опорные уголки, а затем настилаются листы палубы;
  • последний этап монтажа – проверка прочности соединения и проверка горизонтальности палубы при помощи уровня. Если поверхности неровные, то производится регулировка при помощи домкратов.

Итак, для отливки горизонтальных конструкций зданий применяется специальное оборудование — опалубка для перекрытий, которая представляем собой щит с бортиками, установленный на высокие стойки. Поддерживают щит специальные балки. Использование оборудования позволяет отливать перекрытия различной площади и толщины. Возможно также осуществление нестандартных проектов, например, с многоуровневыми перекрытиями.

Специфика монтажа проема для лестницы

Как уже было отмечено, резку проема в плите перекрытия в большинстве случаев используют для обустройства лестницы, поэтому рассмотрим этот вид работ подробнее.

Специфика монтажа проема для лестницы

Тут, для удобства вашего передвижения, важно учитывать ширину ступенек и размер конструкции в целом. Удобнее всего размещать лестницу так, чтобы проем в плите перекрытия располагался вдоль балок.

Специфика монтажа проема для лестницы

Специалисты подсчитали, что оптимальная высота между крайней балкой, ограждающей проем в плите перекрытия, и ступенями должна составлять не менее двух метров. Чем больше просвет, тем удобнее использовать лестницу. Особенно если она потребуется для переноски мебели.

Специфика монтажа проема для лестницы

Размер проема в плите также зависит от типа лестницы. Винтовая или складная потребует меньшего пространства, чем обычная прямая. Определив размеры, следует прибавить к ним минимум по 5 см со всех сторон для последующей отделки проема.

Специфика монтажа проема для лестницы

Специфика монтажа проема для лестницы

Специфика монтажа проема для лестницы

Изготовление и заливка бетона

Таблица пропорций компонентов для изготовления бетона.

Читайте также:  Балки перекрытия - виды, особенности, устройство

Прежде чем приступать к замесу бетонного раствора, нужно подготовить все необходимые составляющие. Поскольку монолитный участок на вид напоминает прямоугольный параллелепипед, то рассчитать необходимое количество раствора в кубических метрах будет не так сложно.

После того как все составляющие приготовлены, можно переходить к изготовлению раствора в бетономешалке, соблюдая определенные правила:

  • придерживаться нормы по загрузке;
  • бетономешалка должна быть установлена на идеально горизонтальной поверхности;
  • раствор требуется выгружать в специальный контейнер, а уже после этого — на необходимое место.

Что касается последнего правила, то его можно нарушить только в том случае, если бетономешалка установлена рядом с опалубкой, и приготовленный раствор выгружается прямо в нее. Повторная заливка должна проводиться не позднее чем через 2-3 часа. Можно произвести одну заливку, это актуально в том случае, если участок неширокий. После этого поверхность нужно выровнять, для чего используется мастерок или правило.

Заливка бетона

Завершающим этапом устройства опалубки является бетонирование.

Выполняется подготовка, включающая:

  • Проверку прочности готовой опалубки, ее размеров, вертикальных и горизонтальных уровней.
  • Выравнивание внутренней поверхности и заделка имеющихся трещин.
  • Очистка от загрязнений.

Приступают к приготовлению бетонной смеси в бетономешалке. Для этого включают устройство и добавляют в него ингредиенты в такой последовательности:

  • Воду;
  • Половину цемента;
  • Наполнитель с крупными фракциями;
  • Вторую часть цемента;
  • Песок.

Чтобы получился равномерный раствор потребуется двух-трех минут вращения бетономешалки.

Делается заливка смеси непосредственно из лотка миксера. Бетономешалку нужно расположить рядом с опалубкой.

Разглаживание смеси лопатой обеспечит равномерное растекание. Необходимо удалить из нее воздух тщательным уплотнением таким способом:

  • Погрузить глубинный вибратор в бетонную смесь с шагом, не превышающим 1 метр (в случае послойной заливки каждый из слоев уплотняется по-отдельности);
  • Воткнуть в массу арматурные пруты на расстоянии 40-50 см друг от друга;
  • Выполнить простукивание кувалдой (действия должны быть аккуратными и легкими, чтобы не деформировалась заливка);
  • Просушить бетон, накрыв пленкой, защищающей от прямых солнечных лучей;
  • Спустя 4 часа с момента заливки выполнить смачивание водой;
  • Первые несколько дней нужно смачивать бетон три раза в сутки. Через неделю смочить еще раз для предотвращения высыхания верхнего бетонного слоя.

Следуя технологиям, можно сделать опалубку, которая обеспечивает максимальную прочность монолитному сооружению и длительный срок службы.

Расскажите об этой статье друзьям в соц. сетях!